Сайт Яна Цапника

28.08.2012
СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ с двумя Цапниками
26-11-1999

СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ с двумя Цапниками

Идея этого "семейного" спектакля принадлежит "Вечерке". И пусть не обижаются его создатели на такое наше самовольство, пусть не думают, что посягаем на их авторство и примазываемся к их славе. Не корысти ради, а исключительно добрыми порывами было это продиктовано, и директор академической драмы Владимир Макаров не даст соврать. Да, это мы предложили Владимиру Николаевичу в спектакле "Семейный портрет с посторонним" хотя бы на один вечер заменить постороннего на родного, тем самым соединив на сцене двух Цапников, отца и сына.

А было так. Макаров только что вернулся из Санкт-Петербурга, из командировки. И когда по обыкновению делился впечатлениями, сказал:

- Сын Юры Цапника в БДТ, говорят, хорошо прижился, им там довольны. Встретил Андрея Толубеева (ведущий актер этого театра и председатель Санкт-Петербургского театрального союза - Авт.), очень он мне Яна расхваливал.

Тогда и спросила: "А что, самим-то увидеть Яна нам никак? Все-таки он сначала наш, а уж потом БДТ. И не только как сын известного в нашем городе отца-актера..."

Здесь стоит пояснить тем, кто никогда не видел Цапника-младшего на челябинской сцене: в 5-6 лет он не раз выходил на нее, играя своих сверстников в спектаклях: "Отечества мы не меняем", "Деньги для Марии", "Беседы при ясной луне", "Татуированная роза".

Макарову предложение понравилось. "Нашелся" и общий для обоих актеров спектакль, который есть в репертуаре и челябинского театра, и БДТ.

Наш разговор с директором состоялся весной. Юрий Викторинович тогда лежал в больнице, и Макаров пообещал поднять его настроение этой нашей совместной затеей. Слово свое он сдержал.

И вот теперь на театральной афише, на которой, к сожалению, мы не додумались эту свою идею застолбить, обозначить как "совместный проект театра и "Вечерки", - два родных занятых в одном спектакле лица, старшего Цапника Юрия Викториновича, ведущего актера нашей академической драмы, народного артиста России, и младшего - Яна Юрьевича, тоже уже ведущего в знаменитом С.-Петербургском БДТ - Большом драматическом театре имени Г.А.Товстоногова.

Творческая судьба развела отца и сына по разным сценам и для встреч представляет крайне редкую возможность. Знаю, что даже свадьбу Яна с красивой черноглазой Галей, которая знает пять языков, в том числе и японский, родители сыграли в Челябинске спустя год после того, как она состоялась в Питере. Из-за графика спектаклей, а Юрий Цапник занят, пожалуй, в каждом втором, он так и не смог вырваться на торжество, а потом сын отправился в долгую киноэкспедицию сниматься у Эльдара Рязанова.

- Ну как там Ян? - обычно с вопроса о вечной нашей заботе и тревоге - сыновьях - начинается наш очередной разговор с Цапником-старшим.

О своем Янике, Янке, он говорит коротко, чуть, может быть, скуповато, словно боясь сглазить, но с трогательной нежностью и плохо скрываемой гордостью. Так что лично у меня Ян Цапник после своих 5 лет рос, можно сказать, больше на слуху.

- Господи, Яник, ну как же ты вырос...

В актерском фойе, где мы договорились о встрече, Лилия Нестеровна Бокарева энергично тормошила коренастого улыбчивого парня, копию Цапника-старшего. Ни гадать, ни спрашивать было не надо. Вылитый отец, особенно в мимике, разговоре, жестах. И в умении сразу к своей добродушной улыбчивой физиономии располагать - будто век знакомы и только вчера виделись. Чуть позже обнаружила еще одно сходство - этот редкий цапниковский дар анекдотами и рассказами собирать вокруг себя толпу и разряжать все окружающее ее пространство смехом.

Мы разговаривали с Яном в той знаменитой гримерке, где много лет неразлучно обитают, дружат четыре прекрасных актера - Юрий Цапник, Владимир Чечеткин, Николай Ларионов и Александр Гусенков. Говорят, самое веселое в театре и мастеровое (по части умелых рук) актерское братство. Потом, отработав репетицию, к нашей беседе подключился отец. И тогда возникло ощущение, что в глазах двоится. Разговор наш и перескакивал с одного на другого, с одного на другое. Привести его в какое-то упорядоченное русло было невозможно. Он пересыпался каламбурами, прерывался воспоминаниями, анекдотами, актерскими байками - тому и другому есть что рассказать. И все-таки пытаюсь перевести его на главный предмет нашего собрания - на семейный спектакль. Оба, естественно, рады, что такое для них и ради них придумано. Старшего волнует, как впишется младший в совершенно иной, чем в БДТ, спектакль, а младшего - "только б не сказали, не думали, что вот приехала тут столичная штучка показываться и поучать..."

- Между прочим, когда Ян учился еще на первом курсе в Свердловском театральном, он мне заявил: "Пап, ты играешь не по Станиславскому".

- Да ну, пап, такого не было, не помню.

- Было, было. Ты, между прочим, тоже текст глотаешь, не проговариваешь. Где артикуляция-то?

Дальше шла дружеская перепалка об искусстве речи. Потом воспоминание Цапника-старшего, как после премьеры "Семейного портрета" в БДТ ему позвонил Степа Лобозеров, автор пьесы, с которым они давно и хорошо знакомы, и спросил:

- Юр, это твой сын, что ли? Так он же маленький был.

И неожиданное (даже, кажется, для сына) отцовское откровение:

- Вообще-то мне сегодня профессионально надо во многом до него дотягиваться. Ну, на шпагах я, допустим, умею, а вот шпагат, вокал, скрипка... Уже, наверное, не освою, поздно.

Оказывается, Цапник-младший окончил челябинскую музыкальную школу № 3 по классу скрипки.

- И тебе на сцене она когда-нибудь пригождалась?

- Буквально за день ввелся на роль скрипача в спектакль "Любовь под вязами". Вместо Юрия Стоянова - он в "Городок" насовсем уходил.

- А как ты вообще оказался в театре, в БДТ?

- Родители не хотели, чтоб я был артистом.

Отец согласно кивает:

- Хотели, чтоб был врачом. А он вообще сначала в кулинары, в повара подался.

И тут я вспомнила. "Вечерка" проводила конкурс на лучший кулинарный рецепт. Первого приза за ликер "Молоко любимой женщины" мы единодушно (откушав в коллективе этого напитка) удостоили Юрия Викториновича. Вот тогда на вопрос, откуда в тебе такие редкие способности, он мне ответил:

- Ты еще не видела, на что мой пацан способен, он так виртуозно все режет и фантастически оформляет - хочет быть поваром.

- А, это с восьмого класса, с производственно-учебного комбината. Я действительно потом какое-то время поваром в столовках работал - на заводе Колющенко, например. Но сцена, похоже, была в генах, они пересилили. Поступил в Свердловский театральный институт. После первого курса впервые снялся в ленфильмовской картине "Ищу друга жизни", играл там небольшую роль пэтэушника. После второго забрали в армию. Служил в Германии, в десантных войсках. Под конец службы вдруг получаю приглашение на съемки "Афганского синдрома" - "Ленфильм" меня вспомнил. Но не успел, на день опоздал, пока из Германии добирался. Зато по совету друга решил перевестись из Свердловского театрального в ЛГИТМИК (институт театра, музыки и кино - Авт.). Пришел туда, спросил: "Кто здесь лучший педагог?" Профессор Владимир Петров, которому я показывался, несмотря на то, что прием был уже закончен, взял меня к себе на второй курс.

Первым моим театром в Ленинграде был не БДТ, а театр Ленсовета. У Игоря Владимирова сыграл в 5-6 спектаклях, но это уже были не тот Владимиров и не тот театр.

А БДТ... Пошел как-то подыграть туда бывшим своим однокурсникам, Кирилл Лавров, после Товстоногова художественный руководитель театра, мне и предложил остаться. Уже 10 лет там работаю. Прижился, вроде отношения со всеми нормальные.

- Много занят?

- В первые годы - вообще без продыха, по 29 спектаклей в месяц. Пять съемок пропустил, от сериала про ментов отказался, что особенно жалко - можно было заработать. И когда Эльдар Рязанов пригласил сняться в своем двухсерийном фильме "Тихие омуты", для себя решил, если Лавров не отпустит, а он сначала действительно не отпускал, уйду. Но обошлось. Да и график спектаклей стал чуть свободнее.

- В каких спектаклях сейчас там занят?

- "Солнечная ночь" по Думбадзе, "Мещанин во дворянстве", "Семейный портрет"... Роли большие, Тимур в "Солнечной ночи" - аж 87 страниц текста.

- А отец видел тебя на столичной сцене? Юра, как ты сына своего оцениваешь?

- Видел и в "Семейном портрете", и в "Макбете", где они с Андреем Толубеевым, пожалуй, единственно живые, а все остальные спят, а в "Ромео и Джульетте" его роль Бенволио критики назвали главной... Что сказать? Ян профессиональный актер, и за это огромное спасибо его учителю Владимиру Петрову.

- А как Ян оказался у Рязанова? Этот режиссер ведь не особо берет новичков. У него слаженный киношный состав, а если добавляется, так исключительно "звездами".

- У Рязанова был такой не самый удачный фильм "Привет, дуралеи!", где целый букет - Друбич, Ширвиндт, даже Полунин... И там я играл эпизод - бизнесмена. Роль в три слова, а я ее разбавил. Рязанов, похоже, был моим нахальством огорошен, но принял его и, очевидно, запомнил. Он вообще очень прислушивается к актерам, не давит, дает на площадке самовыражаться.

- А что такое его "Тихие омуты"?

- Про любовь, про жизнь, в которой, как во всех рязановских фильмах, есть все - и смех, и слезы. Главные герои - любовный треугольник. Один из героев - Саша Абдулов, с которым подружились, можно сказать, даже семьями, своими Галями - женами. Очень контактный, умный, моторный. Тоже сейчас снимает фильм - "Бременские музыканты", в котором кто только не занят, вплоть до Коржакова в роли начальника охраны. По фильму я его соперник, он - врач, я - оператор, оба влюблены в журналистку. Он в конце концов побеждает. И они уходят.

- От отца знаю, что фильм очень долго и трудно снимался.

- У него этапы - до обвала рубля и после, когда он действительно снимался на пределе всех сил и средств. Последние два месяца работали в красивейших и облюбованных многими депутатами, в том числе и самим президентом, местах - на Валдае, около щедрого рыбного Селигера. Так вот за эти два месяца было отснято 6 тысяч метров пленки, работали ежедневно по 17 часов. По роли я ношу на плече 20-килограммовую камеру, а уши у моего оператора по воле авторов должны быть оттопыренными, для чего мне их особым приспособлением оттягивали. Так что к концу дня плечо у меня отваливалось, уши синели, а в глазах появлялся ненормальный блеск, который грузин-оператор комментировал так (дальше Ян говорит с грузинским акцентом, отчего все находящиеся в гримерке покатываются): "Ах, какой замечательный артист, посмотрите, какой у него живой глаз..." Бывало, пока на очередные съемки добывались деньги, менялось время года. В мороз при минус 25 играли в Москве летний эпизод, на фоне воткнутых в закамуфлированный сугроб березок. Все у всех дрожит и синеет, но терпим: и дышать нельзя, иначе пленка зафиксирует пар изо рта.

- А кто еще, кроме Абдулова, в "Тихих омутах" водится?

- Ой, много. Полищук, она играет жену-стерву абдуловского героя, Ольга Волкова, Александр Белявский, замечательный оператор и хохмач Николай Немоляев и даже Макаревич с Хазановым...

- Юрий Викторинович, твой сын в такой приличной компании, в такой круговерти, что можно завидовать. Хотя покоя это, наверное, мало тебе и твоей жене Вале добавляет.

- Ну так это же еще не все. Он тебе не рассказывал, что с 94-го года дублирует роли в разных фильмах, для разных программ - Питерского телеканала, "НТВ плюс"... Отработал 13 серий про черепашек ниндзя, в "Величайших трюках Голливуда", в индийских фильмах страдал сразу за всех героев. Сейчас нацелился на 20 серий "Волшебника изумрудного города". Первое время услышу собственный голос по телевизору и вздрагиваю. Теперь просто приятно - если давно своего ребенка не вижу, так хоть слышу.

- Яник, когда мы тебя в новом фильме увидим?

- Скоро он начнет озвучиваться. Наверное, весной. Хотя Рязанов, как с "Иронией судьбы", хотел выйти с ним к зрителям на телеэкраны в новогодние праздники, но...

Но раньше мы увидим наконец-то Цапника-младшего (28 и 29 ноября) на сцене академической драмы. В "Семейном портрете" с отцом.


ИСТОЧНИК




Категория: Пресса | Просмотров: 914 | Добавил: О_Z

Всего комментариев: 0


В комментариях запрещается: любая реклама, любые ссылки, оскорбления, клевета, мат, писать транслитом.
Имя *:
Email *:
Код *:
Сделать бесплатный сайт с uCoz