Сайт Яна Цапника

28.08.2012
"Театр - это дом, без которого жить нельзя"

18-03-2003
Гастроли
Ян ЦАПНИК:
"Театр - это дом, без которого жить нельзя"


Афиша гастрольного спектакля БДТ имени Г.Товстоногова привлекла внимание кишиневской публики прежде всего именем прославленного кино- и театрального актера Олега Басилашвили. На это имя "клюнули" и завсегдатаи театральных залов, и те, кто никогда в театре не был. К чести актера, он не обманул ожиданий ни одной, ни другой половины публики. Спектакль, представленный питерцами, оказался на редкость удачным и в постановочном плане, и с точки зрения эффективного каскадного драматического материала. Актерский же ансамбль спектакля заслуживает особого разговора.

Дело в том, что выступивший в заглавной роли актер, стал открытием не только в смысле знакомства с молодым поколением артистов БДТ, но и как яркое, самобытное дарование. Ян Цапник (костюмер Норман) сумел сделать, казалось бы, невозможное - с момента своего появления на сцене он увлек внимание публики перипетиями душевных и психологических борений своего героя ведущим артистом театральной труппы - сэром Джоном (Олег Басилашвили), не только не уступая в артистическом блеске своему звездному партнеру, но выступая с ним в дуэте на равных. После увиденного вполне естественным стало желание узнать об этом артисте как можно больше.
Знакомьтесь - Ян Цапник. Для начала сам о себе:


- Я родился на Байкале, в Иркутске. Детство искалеченное: мама - спортсменка, папа - актер. Мама в олимпийской сборной бегала, папа - народный артист, в театре играл. Сколько себя помню - переезжали из города в город. В конце концов рос я в Челябинске. Учился в спортивном спецклассе. Закончил музыкальную школу по классу скрипки. Потом работал поваром-кондитером. В общем, безумие было полное. Хотели гения сделать. Будучи мастером спорта по гандболу, собирался поступать в спортивный институт - сорвалось, получил травму на тренировке (слава Богу!). Это был 85-й год - фестиваль студентов и экзамены во всех вузах закончились до августа. Свердловский - единственный, который тормознул. Я поехал туда и нечаянно поступил. Потом два года в армии. В Петербург попал совершенно случайно. Когда возвращался после демобилизации из Германии, встретил покойного друга Яшу Степанова - чудесного актера. Он предложил мне: "Старик, ты давай позвони Петрову - хороший мастер. Чего тебе ехать в Свердловск". Позвонил, показался Петрову - он меня взял. Закончил институт. Тут же позвали меня в БДТ - подыгрывать актерам. Но до того меня пригласил Владимиров. У него поработал, потом пошел нашим подыгрывать. Предложение поступило лично от Лаврова. Я сначала отказался. Он, конечно, обалдел от такой наглости и сказал: "Ну подумайте...". 1 сентября у меня был сбор двух трупп. Я сначала бежал в БДТ, потом через Фонтанку увольняться. Мне повезло: и там на главную, и здесь на главную роль взяли сразу. Работы много было.

- "Костюмер" - бенефисный спектакль для двоих актеров. Остальные герои - как антураж. Идея постановки пьесы "Костюмер" принадлежит Басилашвили, вам или режиссеру?

- Мы здесь ни при чем. Николай Пинигин, наш штатный режиссер, сам это решил.

- Каково вам работать в дуэте с мэтром, насколько вы свободны в выстраивании своего образа и его взаимоотношений с сэром Джоном - Олегом Басилашвили?

- Режиссер как бы особенно не мешал в этом смысле, но само собой получилось так, что работой это назвать трудно. Мы репетировали себе в удовольствие, находили что-то новое, потому что у всех до сих пор в мозгах сидит спектакль, где играли Якут и Гердт. И все говорили мне: "Старик, а что-то тебе как-то лет-то мало..." А в пьесе на самом деле костюмер - молодой.

Посчитайте, он с 16 лет в театре, и 16-й год работает в нем. В том-то и дело, что есть пожилой актер и есть молодой костюмер. Но и один и другой отравлены одной идеей - театром. Если перекидывать на современное время - это, в принципе, гибель великого советского театра. То есть некая новая формация приходит на смену. Что это такое - никто не знает. В данном случае я тоже являюсь актером советского театра, той старой формации. Я ведь 11-й год в БДТ. Что касается партнерства с Басилашвили - он мне очень близок. Это попадание в десятку. Олег Валерианович гениальный, безумно талантливый артист. Он взял что-то свое, привнес что-то из пьесы. Он хитрый, конечно, и глубокий артист. Все замечает, про себя отмечает и каждое лыко у него в строку. А я, разумеется, на него смотрю как на Бога. Но, имея некую природную наглость, пытаюсь дотянуться до него - иногда получается, иногда нет. Потому что каждый спектакль мы играем все равно по-новому.


- Товстоногов оставил после себя огромную, прекрасно слаженную машину, которая, как казалось, без него работать не сможет. Театр, слава Богу, жив...

- На самом деле театр живет 15-20 лет. И здесь никакие реанимации не помогут. С уходом мастера уходит театр. Такого театра больше не будет. Будет новый театр, когда придет следующий руководитель. А сейчас... колонна падает сначала медленно, потом быстрее, быстрее, а затем летит.

- На каком этапе сейчас колонна БДТ?

- На этапе качания. Потому что, к сожалению, очень много великих мастеров, на которых стояла и держалась эта колонна БДТ, уже ушло из жизни. И Владислав Стржельчик, и Евгений Лебедев, и Валентина Ковель, и... "иных уж нет, а те далече". Я со многими из них играл на сцене. И это была великая школа, сейчас так не учат. Сейчас вообще непонятный новый театр. Но я в этом смысле сторонник живого театра. Не театра мебели, не театра света, то есть не театра антуража, а игрового театра. Где живой актер. Где на сцене актер плачет, а в зале смеются. Или наоборот. Никто велосипед не может изобрести, потому что его изобрели тысячу лет назад. Если кто-то хочет что-то новое придумать, пусть он перечитает Мейерхольда, у которого ездили мотоциклетки по сцене в 20-е годы... Ничего нового нет. Просто есть хорошие артисты и режиссеры, есть плохие. Предложили б что-то одно - либо хорошее, либо плохое. А приходит на смену нечто среднее. Вроде как-то более или менее интеллигентно поставлено, но как-то не греет.

- В БДТ есть главный режиссер или режиссер-лидер, определяющий в целом художественное направление развития театра?

- Нет. Художественный руководитель театра - Кирилл Лавров. Все держится на нем, дай Бог ему здоровья. И он, помимо всего прочего, выходит на сцену, играет спектакли. В театре есть три режиссера - Тимур Чхеидзе, Николай Пинигин, чью постановку вы видели, и новый молодой режиссер Григорий Дитятковский - он получил "Золотую маску" Федра. Да, это очень талантливый человек. Я смотрел его спектакли. Но это не мой театр. При всем к нему уважении. На сцене хочется играть. А когда режиссер говорит актеру "здесь не ходите, здесь будет падать свет - это будет очень красиво и, пожалуйста, потише, потому что здесь будет фонограмма идти... Это не мой режиссер. Либо я пока не знаю. Но то, что я видел, я не хотел бы играть.

- А что бы вы хотели играть?

- Последние несколько лет хочется в кино, делать имя, сниматься у хороших режиссеров, зарабатывать деньги. Потому что театр - это хобби семейной радости. Грубо говоря, театр - это дом, без которого жить нельзя, а кино - это дача, квартира, слава... Сгорит дача - ничего... А вот если дом - это уже беда.

- Вы снимались и запомнились публике по телесериалу "Бригада". Как вы относитесь к такому жанру, как телесериал?

- На самом деле телесериал в моем понимании - это "Вечный зов", "Тени исчезают в полдень". Как бы ни ругались, - это "Бригада". К сожалению, многие телесериалы действительно - бодяга и халтура. Но мы - актеры находимся в очень трудной ситуации, потому что зарплата, к примеру, в БДТ около $100. А в кино попасть - это счастье. Очень многие актеры живут на одну зарплату. Из 100 процентов актеров востребованы на халтурах по озвучанию или на съемках процентов 20. Все остальные живут на зарплаты, впроголодь. Некоторые просто бедствуют... Корпоративные вечеринки пытаются проводить с дедами морозиками. Это безумие. Билет в БДТ стоит 80 рублей, а в кинотеатр - 300. Ну разве это сопоставимо?! В кинотеатре кнопку нажал - и идет проекция на экран. В театре - живые артисты каждый день умирают, страдают, живут для зрителя на сцене. Хочешь не хочешь, сниматься все равно надо. Про бандитов - это, конечно, минус, но если это - высококультурное кино, снятое на качественной пленке хорошим режиссером, оператором, с хорошими артистами, - почему нет?

- Но есть антреприза, ангажемент... Вы работаете в других театрах?

- В БДТ не совсем понимают это. Люди пожилые не помнят, что они тоже были голодными, у них тоже ничего не было. Потому что не всем повезло родиться во времена Товстоногова - когда был шикарный театр, когда труппа объездила больше 60-ти стран. Мы сейчас ездим, но редко. К примеру, "Костюмера" вывезли на гастроли впервые. Надеемся в будущем привезти вам и спектакль с Ниной Усатовой в главной роли "Семейный портрет с посторонним" - деревенскую трагикомедию. Народ приходит на него и отдыхает душой. Может быть, когда-нибудь случится, привезем и его.

Беседу вела Ольга ЛИХНЕВСКАЯ
"Независимая Молдова"

ИСТОЧНИК




Категория: Интервью | Просмотров: 374 | Добавил: О_Z

Всего комментариев: 0


В комментариях запрещается: любая реклама, любые ссылки, оскорбления, клевета, мат, писать транслитом.
Имя *:
Email *:
Код *:
Сделать бесплатный сайт с uCoz