Сайт Яна Цапника

28.08.2012
"Надо всегда играть и за себя и "за того парня"
март 2003 г.

"НАДО ВСЕГДА ИГРАТЬ И ЗА СЕБЯ И "ЗА ТОГО ПАРНЯ".

Образ театрального артиста в понятии публики весьма расплывчат. Сценическое искусство, не зафиксированное ничем, кроме человеческой памяти, меняющее облик и манеры актера в соответствии с лицом персонажа от одного спектакля к другому - представляет артиста многоликим лицедеем.И чем разнообразнее роли, которые подвластны его таланту, тем выше его уровень, с точки зрения профессионализма: А вот снимется такой многогранный театральный актер в популярном фильме, и станет для всех героем модной киноистории. Одна роль в любимом публике телесериале может значить в смысле популярности для него больше, чем весь багаж ролей на подмостках.

           

Яна ЦАПНИКА, замечательного артиста БДТ, сейчас частенько величают Артурчиком. Бандитская сага 'Бригада' накрепко связала Яна в сердцах телезрителей с его героем, - жертвой бригадных 'наездов' бизнесменом Артуром. Повезло или нет? Хорошо ли это: получить популярность в одночасье за то, что меньше по значению и затратам, чем сценические роли или другие фильмы? И как картины с огромным бюджетом (но не всегда достойной этого бюджета историей - что, кстати, совершенно не относится к 'Бригаде') ставят перед артистом трудный выбор: сказать да или нет:

Ян, Вы снимались в нескольких московских проектах. Как известно, средства, вложенные в столичные картины, огромны по сравнению с питерским кино. А для Вас деньги имеют решающее значение при согласии или отказе от приглашения на ту или иную роль?

В данный момент - да. У меня жена не работает, потому что у нас совсем маленькая дочь. Но я не соглашусь даже за большие деньги сниматься в совершенно ужасном, на мой взгляд, кино. Хотя ведь никогда не знаешь заранее, что в итоге из проекта получится, в момент приглашения на роль этого не понять: Все-таки я считаю, что пусть будет проектов больше, но чтобы мне было более-менее приятно в них работать, пусть в каждом из них я получу денег ровно столько, сколько бы мне дали за какой-нибудь один, но совершенно бредовый. Но в любом случае, всегда, соглашаясь на что-нибудь, первым делом думаю о том, что должен заработать для семьи. Так что все-таки сейчас для меня главная оценка кинопроекта - это деньги, которые мне заплатят.

А если предложенный сюжет, люди, с которыми придется работать, чтобы во время отсутствия более приятных предложений, заработать на семью, совершенно неприятны. Что из этого может получиться? Не будет ли стыдно за результат?

Что значит 'стыдно'? Стыдно - этого когда я не смогу купить своей маленькой дочке пачку чая, памперсы и игрушку, оправдываясь тем, что 'папа гордый, папа не снимается во всяких плохих фильмах'. Я так не могу, это - не оправдание перед своими близкими.
Кстати, я очень удивляюсь, глядя на тех людей, которые имеют огромные деньги, и при этом снимаются в совершенно глупых проектах, рекламируют всякую ерунду. Может, у них с головой не все в порядке?


А какой проект, в котором Вы участвовали, удивил Вас своей стоимостью, своим гонораром, предназначенным Вам?

Это был фильм, в котором мне не удалось сниматься, - фильм о Джеймсе Бонде. Меня приглашали на роль русского изобретателя. Съемки должны были проходить в течение полутора месяцев. Но я был вынужден отказаться, потому что у меня были елки (как в старом актерском анекдоте), а если всерьез - репетиции спектакля 'Костюмер' в БДТ.

Получается, что пришлось отказаться от такого именитого проекта ради того, чтобы отработать в театре обязанности, положенные по штату?

Здесь не все так просто. Ведь если ты собираешься уходить из театра, то надо сообщать об этом заранее и уходить раньше, чем тебе доверят серьезную работу, в которой ты не один участвуешь. Нельзя ни в коем случае подставлять своих товарищей, - именно не руководство театра, а своих друзей. И потеряешь этих друзей и свое доброе имя. Это, с одной стороны, звучит глупо, но, с другой, - это необходимость. Надо вести себя порядочно. Так что продажность актера - это не участие в картинах за деньги, а именно вот этот факт. А работа в разных, разного качества, разного уровня проектах - это опыт. Он накапливается и помогает делать свой работу все лучше и лучше. А трудности в профессии - они закаливают.

Но ведь не всю же жизнь закаливаться, должен же наступить такой момент, когда человек уже чувствует себя профессионалом, который имеет право диктовать свои правила, говоря современным языком, когда имеешь возможность 'кидать пальцы':

'Кидать пальцы' никогда нельзя. Нужно просто знать себе цену. Ведь что бы ни говорили вокруг, ты всегда сам знаешь, какой ты, что ты можешь. А если еще есть голова на плечах, то ты себя еще и в душе постоянно принижаешь, хотя не показываешь это окружающим. Когда ты сам себе скажешь, что ты уже состоявшаяся личность, тогда наступит потолок твоему развитию. Вот этого момента допускать никак нельзя.

Театр БДТ, где вы служите, - академический. Кажется, что в его многоярусном зале с бархатной отделкой кресел не смогут никогда зазвучать современные мотивы, показываться новые театральные системы, формы, идеи: Так где ж развитие?

Но это смотря кто и как поставит на нашей сцене. Я считаю, что не надо заново изобретать велосипед, надо просто научиться ездить на нем. Все, что сейчас предлагается как суперновое, уже было у Мейерхольда, например.

То есть надо сегодня ставить Мольера?

Я не художественный руководитель и не определяю политику театра. Но это - еще один ответ на вопрос о современности и несовременности. Театр так устроен, что срок его жизни отмерен всегда: это 15-20 лет. Он так и создается, чтобы прожить этот отрезок времени и умереть: так вначале собирается компания единомышленников, такая театральная банда. Потом люди стареют, кто-то умирает. И все рассыпается. А более молодые актеры, пришедшие в этот театр, попадают как бы в перегной. Приходит новый художественный руководитель, разгоняет почти всех, приводит новых людей, разбавляет ими тех, что остается. Оставшиеся удобряют почву, чтобы выросли новые ростки. И они в этом молодом театре не имеют уже работы, не имеют ролей.

Но ведь это - не Ваш случай?

Мне в профессии повезло. Я пришел в театр и сразу стал играть главные роли. Я сыграл 5 главный ролей за 10 лет. Это немало. Причем, я не считаю работу в ролях второго плана. И давали мне роли разноплановые, диапазон образов был достаточно велик. От 'Мещанина во дворянстве' до 'Костюмера'; и 'Солнечную ночь' и 'Семейный портрет с посторонним', премьеру 'Жорж Данден'. Это здорово, когда умеешь делать и одно и другое. Зачем ставить себе планку. Хотя, с другой стороны, это играет свою негативную роль при распределении киноролей. Встречаешь знакомого помрежа, спрашиваешь, как дела, а тебе отвечают, что есть сценарий, но для тебя там ничего нет, потому что это - комедия. А помреж, который честно пришел посмотреть на тебя один раз в театр, посмотрел спектакль 'Костюмер'. Или наоборот. Но все равно замечательно, что я выхожу на сцене в таких разных амплуа.

Все равно складывается впечатление, что звезды БДТ - это люди старшего поколения, за которыми потерялись более молодые актеры. Оно ошибочно?

Это всего лишь личное впечатление. Как о системе Станиславского: что это такое, знал только он сам, а все остальные понимают каждый по-своему. Я пришел в БДТ, когда происходил процесс умирания великого советского театра. А мне нравится система, по законам которой существовал советский театр, меня ей учили, и я ее принял. И не только я. Это - к слову о том, что на сцене БДТ нет Мрожека, Ионеско. Кто их будет играть?

И это, на Ваш взгляд, неплохо?

Здесь всего лишь вопрос надобности - 'зачем?' Зачем заставлять людей делать то, что им совершенно не надо. Зачем заставлять врача- нейрохирурга ставить больному на ноги аппарат Елизарова. Это другая специализация, хотя тоже врачебная. Так и у актеров. Был великий советский театр, его уже почти не осталось. Был Станиславский, старый МХАТ. Потом в театр пришла другая публика, менее культурная, как сейчас принято говорить. И театр изменился. Вобщем, как правильно сказано Чеховым: 'Новые формы, старые формы - чего толкаться, всем места хватит'. А что касается звезд прошлого, то происходит следующее: уже мало кто из молодежи помнит, кто такой, например, Полицеймако, Казико. А какие были актеры, какие звезды! Мегазвезды еще в 60-х. Так никто и не вспомнит тех, кто работает сейчас, кто сейчас звезда.

Думаю, что хорошее кино может пронести славу артиста через годы:

А разве мы сейчас, смотря изредка фильмы 50-60 годов знаем по именам всех, кто там играл и в свое время был суперпопулярны? Так, только вспоминаем, что лицо где-то, в другом фильме, видели:

Но все-таки есть такая актерская надежда, что кино, которое смотрят все, принесет им славу, проходящую сквозь годы, у всех, не только у театралов:

Кино - искусство массовое. И сыграть в кино театральному актеру, имеющему талант - это легко. Но для того, чтобы много сниматься в больших ролях, надо иметь то, чего у меня еще пока нет: это шанс, удача сняться в главной роли в хорошей картине у хорошего режиссера. Это - формула успеха. Сначала человек работает на имя, а потом имя работает на него.

А суперпопулярное имя фильма, в котором человек снялся пусть не в главной роли, работает на артиста? Что изменилось в вашей жизни после 'Бригады'?

Да, фильм, который стал популярным, очень помогает потом артисту. Вот интересная закономерность: когда ты твердо уверен, что все получилось замечательно, что ты великолепно сыграл, смотришь потом на себя и ужасаешься. Вот с 'Бригадой' все наоборот. Я не был собой вполне доволен, а получилось неплохо, и кино вообще - замечательное.
Мы снимали долго, потому что фильм сделан очень качественно, съемки были сложные. Очень хорошая подобралась команда, мы все передружились. Вот там как раз я совершенно не думал, что моя роль так получится. Я не могу сказать, что роль очень большая, но и не проходная, и важна по сюжету картины. Она запоминается зрителям.


Наша страна поделилась на две части: тех, кто стал поклонником 'Бригады' и тех, кто невзлюбил его за тематику - что он про бандитов. Как Вы к этому относитесь?

Я считаю, что сейчас идут спекуляции по поводу этого фильма. Вот когда мы были с театром на гастролях в Молдавии, мне рассказали такой случай: двое мальчиков убили своего друга за деньги. Адвокат сказал, что они захотели сделать, как Саша Белов:' Я считаю, что адвоката надо просто убить за такие слова, потому что герои 'Бригады' своих друзей за деньги не убивают. И фильм получился более философским, чем должен быть боевик, экшн.

И рассказана история о симпатичных людях, которые имеют просто профессию такую 'бандит'? Вас это не удивляет, такой подход к людям криминального мира?

Герои действительно не похожи на тех, кого принято с первого взгляда называть бандитами. У нас есть некое клише, как выглядит бандит. Но очевидно, что в этой среде есть разные люди. Наш сериал рассказывает человеческую историю. И его успех состоит из запоминающихся, ярко сыгранных образов, из режиссерской работы, из сценария, который в процессе работы поменялся, потому что в своем первоначальном виде он содержал слишком философскую историю про нашу страну. И я рад, что мнения разделились, но нет равнодушия. Хуже было бы, если бы фильм всем понравился или не понравился или тихо прошел по экранам, как многие другие сериалы.

А почему, на Ваш взгляд, все-таки отрицательные герои 'Бригады' так полюбились именно детям?

Это уже вопрос к родителям этих детей. Конечно, никому не пожелаешь такого детства, как было у меня, когда утром спортшкола, днем тренировка, вечером музыкальная школа, а ночью приползаешь с одной мыслью, когда же это проклятое детство кончится. Но просто детей надо чем-то занимать. Этап-то в жизни страны такой сумасшедший, жизнь такая непонятная: И если дети играют на помойке в 'Бригаду', а их родителям на это наплевать, то что можно ждать. Ведь сейчас нет в нашей стране общей идеи, которой люди бы жили.

Вы говорили, что пришлось сценарий переделывать. Почему?

В результате переделки почти ушла тема роли государства во всем происходящем. Но ведь всегда сценарий - это 'рыба', все придумывается, добавляется по ходу работы. Важно, чтобы режиссер был таким, как Алексей Сидоров, снимавший 'Бригаду', - он разрешал актерам делать по несколько вариантов мизансцены, он нам доверял, к нам прислушивался. Потом что-то отбиралось, что-то - нет. Я представил себе, когда работал над этой ролью, как может жить такой человек, как мой герой Артур, - бывший комсомольский работник, 'неспокойное сердце'. Каково ему сейчас? Я попытался его понять, оправдать его. С одной стороны - ужасный подонок, с другой - нормальный парень, которого по-человечески жалко.

Что Вам помогло в работе над ролью Артура?

Я еще застал замечательную школу в нашем театре. И вообще: все наработки, которые были в театре, все они потом переносятся в кино. Поэтому театральная школа так важна. И для того, чтобы персонаж был выпуклым, чтобы он был убедительным, нужно его понять. Я стараюсь это делать всегда, не всегда получается, но я работаю, стремлюсь к этому. И считаю, что надо всегда играть и за себя и 'за того парня'. Потому что переживания артиста, его жизнь, все, что происходит с ним в реальности, - очень влияет на роли. Он не чистым листом подходит к работе надо образом 'того парня', в нем самом еще что-то есть. Театральная школа дает возможность работать самостоятельно. И в этой работе никакой режиссер не помешает. Бывает и такое, - он мешает! Но в любом случае два хороших артиста на сцене разойдутся, но если появляется третий, то нужен режиссер - тоже обязательно хороший.

А как Вы нашли хорошего режиссера Алексея Сидорова и снялись у него в 'Бригаде'?

Я шел по Мосфильму и встретил знакомого помрежа, спросил, показывала ли она фотографии режиссеру. Она ответила, что показывала, но его я не впечатлил. Я решил сам зайти в съемочную группу. Зашел, увидел режиссера, - он еще совсем молодой, чуть старше меня. Человек, который имеет право снимать такой фильм, интеллигентный человек, умный, знающий ситуацию не понаслышке. Он посмотрел на меня и сказал, что я буду играть Артура. Тогда я был полный такой, подходил, на его взгляд, к этому образу точно. Алексей дал мне сценарий. Я прочитал и понял, что в такой роли меня еще не снимали.

Получается, что Вам, петербургскому актеру, легче было попасть в московский кинематограф, чем сниматься у питерских режиссеров?

Везде нужны связи. А в Питере как-то у меня их пока меньше, чем в Москве. Я здесь снимался у замечательного режиссера Сергея Снежкина в 'чеченских' сериях 'Убойной силы', сейчас закончили сериал с рабочим названием 'Стойкий оловянный Солдатов'.

А с чего начался путь в кинематограф вообще?

С фильма Эльдара Рязанова 'Привет, дуралеи'. С Рязановым меня познакомил мой крестный отец в кинематографе Олег Басилашвили, показал ему мои фотографии, и я получил в этой картине маленький эпизод. В первую личную встречу с режиссером я, видимо от зажима, стал ему указывать, как, на мой взгляд, правильно выстроить эту сцену. Он сказал, что я нахал, но потом, как ни странно, согласился со мной. Так начался мой путь в кино. За 2 с половиной года я сыграл довольно много и у хороших режиссеров. Опять у Рязанова - большая роль в фильме 'Тихие омуты', в сериале 'Сыщики' у режиссеров Ускова и Краснопольского, 'Порода' Е. Серова, 'Семейные тайны' Цыплаковой.
Есть предложения, но сейчас от эпизодов я отказываюсь. Всегда обидно слышать, что весь фильм ничего не стоит, и звезды, сыгравшие главные роли, - тоже, но твой эпизод и еще пара других - это супер. Мне это надоело, потому что мне надоело 'обслуживать звезд'.


Ваш отец - тоже артист, но работает он в театре города, который принято называть провинциальным - в Челябинске. Какова там ситуация с работой у актеров? Ведь вряд ли там кто-то снимает кино?..

Ситуация там ужасная. Там есть огромное количество талантливых, замечательных артистов, но о них никто никогда ничего не узнает. И если ты что-то стоишь, надо оттуда выбираться в центр. Там невозможно оставаться. Куда угодно: в Москву, в Питер. Вся работа здесь. Но, как ни странно, кризисы провинциальный театр не коснулись: народ до сих пор ходит. А в нашем городе ходят 'на артиста'. Если он известен, есть свои фаны, которые приходят в театр на своего любимого по фильмам актера.

И на Вас, в том числе?

Мне бы очень хотелось переболеть 'звездной болезнью'. Но пока не удается. Все мои поклонники и поклонницы, еще очень молодые, лет по 17, и я к ним очень трогательно отношусь. Они подходят после спектакля, дарят какую-нибудь игрушку, просят автограф. Недавно подарили кактус. Это было очень трогательно. Или смотрим с женой, в Интернете пишут: 'Была вчера в кафе, видела Артурчика из 'Бригады'. Он такой хорошенький, совсем не толстый, у него музыка из фильма на мобильном играет:'

Вы много работаете и, конечно же, устаете от этого. А как расслабляетесь?

Раньше я довольно много пил, и это был мой способ расслабиться. Но сейчас все изменилось, потому что я нашел интерес в жизни, - это мои жена Галя и дочка Лиза. Моя жизнь стала гармоничной, когда эти люди пришли в нее. А еще у меня есть замечательный друг - Олег Волку. Скоро он станет крестным отцом моей дочери. И, кстати, если бы я сейчас захотел отдохнуть после работы с бокалом чего-нибудь вкусного, я бы непременно приобрел продукцию фирмы Олега 'Империал вин'. И вот пока я знаю, что рядом со мной есть такие люди, и мой тыл закрыт, я чувствую, что есть на свете гармония и счастье.

Ольга КРАСНОВА
март 2003 г.
ИСТОЧНИК




Категория: Интервью | Просмотров: 447 | Добавил: О_Z

Всего комментариев: 0


В комментариях запрещается: любая реклама, любые ссылки, оскорбления, клевета, мат, писать транслитом.
Имя *:
Email *:
Код *:
Сделать бесплатный сайт с uCoz